Арт-терапия в научно-педагогическом понимании - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Это метод развития и изменения личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества.
Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.
Как проходит консультация арт-терапевта?
Как правило, это индивидуальная консультация, которая длится от 50 минут до 1,5 часов. Сначала вы разговариваете с психологом о том, что вас к нему привело.
Как и в любой терапевтической работе, очень важен запрос: т.е. сначала важно прояснить, что вы хотите получить в результате терапии. Вся информация, которой вы делитесь с терапевтом на сессии, носит конфиденциальный характер, и не разглашается даже близким родственникам (родителям, мужьям и т.п.). В процессе беседы терапевт задает уточняющие вопросы, чем помогает клиенту сформулировать запрос. Это очень важно, потому что никто кроме вас не может знать, что вам нужно и в каком направлении вам двигаться. Высококвалифицированный терапевт никогда не станет давать советов, а будет направлять клиента к исследованию того, что с ним происходит, и будет поощрять клиента находить выход самостоятельно.
В процессе обсуждения и для прояснения направления движения в терапии используются специальные техники: лепка, рисунок и т.п. Причем качество рисунка не имеет никакого значения, поэтому данное направление подходит даже тем, кто вообще не умеет рисовать. Более того, терапевт может даже начать работать с чистым листом бумаги – если клиент ничего не нарисовал – и это уже будет началом процесса работы.
Задача арт-терапевта – через метафору донести до осознания клиента вытесненный материал, в результате чего клиент получает для себя понимание ситуации и направление движения, как в терапии, так и в жизни. Терапевтическая работа – это процесс, который помогает клиенту осознать себя и свои ресурсы.
Как долго длится арт-терапия?
Арт-терапия может длиться от одной встречи до нескольких лет: все зависит от глубины проблемы и связанной с этим необходимости вернуть человеку положительные эмоции от бытия. Нужно понимать, что психотерапия вообще – это длительный процесс, который может длиться от полугода до нескольких лет. Все индивидуально и зависит от конкретной ситуации и самого человека. Обычно терапия представляет собой еженедельные встречи. В острых ситуациях возможны встречи два раза в неделю. Есть варианты встреч один раз в 2 недели, но в этом случае нужно понимать, что главное в терапии – это регулярность. При встречах реже 1 раза в неделю эффективность терапии снижается. Есть вариант краткосрочной терапии – это около 20 сессий. При данном виде терапии, безусловно, будут явные результаты, но глубинные вещи можно проработать только длительно.
Что взять с собой на консультацию психолога арт-терапевта?
Никаких особых требований нет. Обычно арт-терапевт предоставляет все необходимые материалы для работы, но если клиенту приятнее иметь свои краски или карандаши, особенно при долгосрочной терапии, это возможно.
Каких результатов можно ожидать от консультации арт-терапевта?
Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир человека.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:
внутри- и межличностные конфликты;
кризисные состояния;
экзистенциальные и возрастные кризисы;
травмы;
потери;
постстрессовые расстройства;
невротические расстройства;
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчеств;
осознание и глубокая проработка эмоций;
выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций;
облегчение боли из прошлого;
открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей;
и другие проблемы
Виды и методы Восходящей арт-терапии
Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.
Работа с символами и образами – извлечение вытесненного, неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы, образы и работа с ним.
Изотерапия - это исцеление через изобразительное искусство: живопись, графику, лепку, вышивание и другие его виды. С помощью рисунков, скульптур или других предметов, созданных своими руками, можно визуально выразить весь негатив, который создает напряжение в вашем теле и может стать причиной болезней.
Имаготерапия - воздействие через образы. Это направление подразумевает театрализацию и драматизацию, когда, например, играя роль в домашнем спектакле, вы через нее избавляетесь от гнетущих вас эмоций.
Кинезитерапия - это выражение себя через движение - пластику и танцы, раскрепощение тела и тем самым освобождение себя от негатива.
Песочная терапия – Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Цветотерапия –. Это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности. То, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены.
Фототерапия - использование силы искусства фотографии. Попытаться выразить через снимки свое настроение.
Мандала-терапия - метод мандала-терапии представляет собой процесс рисования мандал, раскрашивания специальных матриц мандал, созерцания мандал и иных взаимодействий человека с мандалами.
Метафорические карты – эффективный и красочный инструмент практической психологии, психологическая игра, помогающая людям понять друг друга и самих себя.
Музыкотерапия - Во время прослушивания музыки внутреннее состояние человека меняется – он настраивается под ритм мелодии, впитывая позитивные вибрации. Так что классическая и медитативная музыка не только помогает поднять настроение и расслабиться, но и обладает значительным терапевтическим эффектом.
Чем привлекательнее метод Восходящей арт-терапии от других методов:
С помощью этого метода вы накапливаете свой жизненный опыт, вы становитесь более уверены в себе. Чем лучше человек может выразить самого себя, тем более полноценным он будете себя чувствовать.
Восходящая арт-терапия ресурсна, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни.
Кого поддержит и кому поможет Восходящая арт-терапия:
Руководителям и сотрудникам компаний и организаций.(Корпоративная арт-терапия)
Аппаратным работникам.
Больным,перенесшим хирургические вмешательства.
Желающим скорректировать свой вес. (Расстаться с избыточным весом или прибавить в весе)
Страдающим деменцией (Деменция – это синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия)
Имеющим нарушения развития и хронические соматические заболевания.
Имеющим разного характера зависимости.
Беременным и семьям, ожидающие ребенка.
Приемным детям и их родителям.
Людям с ограниченными возможностями
Детям, подросткам и взрослым людям
Пожилым людям
Кто переживает стресс из-за отсутствия работы,
Кто пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы),
Кто вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.
Подверженным влиянию сектарной группы.
Основные принципы и заповеди арт-терапии
Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.
Арт-терапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.
Упражнения для знакомства.
Этими упражнениями начинается работа новой группы, а также новая сессия. Наряду с определением целей работы участников, знакомство является обязательным условием успешной групповой работы, позволяет установить доверительные отношения между её членами, снять напряжение, включиться в работу и настроиться на творческий процесс, рефлексию.
1. Рисунок себя
Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:
- иллюстрация вашего образа жизни;
- ваши ценности и интересы;
- ваше мироощущение;
- метафора, отражающая вас в целом.
2. Интервью-презентация
Упражнение выполняется в парах, тройках, малых группах. Инструкция: попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал. Обсуждение, обратная связь группы.
3. Первые впечатления
Расслабьтесь и посмотрите на партнера. На общем листе бумаги изобразите поочередно любые элементы внешнего облика партнера, на которых останавливается Ваш взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочередно рисуя в абстрактной манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные с партнером, передайте свои впечатления, связанные с партнером, используя один цвет и одну форму нарисуйте, каким Вы представляетесь партнеру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге.
Упражнения для детей и взрослых
Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
Ресурсное арттерапевтическое упражнение: «Сказка о герое»
Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.
Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.
Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.
Каляки-маляки»: упражнения с каракулями
Упражнение первое
Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.
Упражнение второе
В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.
Упражнение третье
Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.
Работа с глиной, пластилином, тестом и воском
Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.
• Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
• Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
• Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
• Создаем глиняные амулеты и обереги.
• За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»
Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.
«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?
Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»
Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.
Арттерапевтическая техника «Коллаж»
Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
Мы представили лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
7) развивает и усиливает внимание к чувствам;
8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития
Основные средства арт-терапии
1. Простой карандаш (или ручка) и бумага
Карандаш и бумага - это основные средства арт-терапии. Обычно работа начинается именно с карандашей. Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".В дальнейшем по ходу терапии этот набор можно и нужно разнообразить.
2. Стёрка (ластик, резинка)
Многие авторы рисуночных тестов предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру, на автопортрете правое плечо может быть нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз - именно оно периодически болит у рисующего.
3. Цветные карандаши и фломастеры
Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональное состояние в данный момент. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки.Или ребенок рисует "всё черным", хотя у него набор из карандашей 36 цветов . Это может указывать на подавленность, тяжелые переживания в данный момент.
4. Акварель и гуашь
Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка. Современные краски легко отстирываются и не причиняют вреда здоровью, если попадут на кожу или даже в рот.
5. Пластилин
Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение (тянуть, мять, рвать) и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними, переставлять и экспериментировать.
6. Пастель или восковые мелки
Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.
Основные средства арт-терапии 2
1. Маникюр
Да, да! Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! А на цвете, форме и рисунке на ногтях отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное. И оно периодически меняется, как и маникюр!
2. Hand-made
Мыловарение, изготовление украшений, скрапбукинг, создание открыток, бисероплетение. дэкупаж и т.д. - всё это различные способы выразить себя, своё отношение, мысли и чувства через творчество, т.е. арт-терапия! Если вы делаете какую-то вещь в подарок, то в ней отразится не только ваша индивидуальность, но и представление о человеке, которому она предназначается: что ему нравится, что он ценит и чему будет рад.
3. Макияж
Макияж - это творчество по созданию своего внешнего образа. Женщина может сделать себя агрессивной, а может - наивной, строгой или взбалмошной, молодой или старой. Нанося макияж на она тем самым выражает свое внутреннее состояние в эту минуту. Раскрашивайте себя по-разному, экспериментируйте и получайте удовольствие!
4. Музыка
Слушаете ли вы чужую музыку или сочиняете сами - будьте уверены, она проникает в самое сердце и влияет на ваше настроение, состояние и самоощущение. Не бывает вредной или полезной музыки - каждый человек слушает ту музыку, которая ему сейчас нужна.
5. Танец
В танце можно выплеснуть всю накопившуюся энергию, можно проявить сексуальность, можно от души повеселиться - вот оно, терапевтическое воздействие! Существует целое напрвление танцевальной терапии. Не зря сейчас так популярен танцевальный фитнес: хастл, фламенко, стрип-дэнс и даже танец на пилоне.
6. Ведение записей, дневника, блога
Выплеснуть свои переживания, описать взволновавшие события, поделиться важным, выразить свои мысли и идеи на бумаге или экране - и почувствовать облегчение! Пишите на здоровье, не копите в себе!
Работа с эффектами
Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации. Все эти упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии.
Взаимодействие с бумагой
Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:
- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);
- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;
- используйте для создания композиции туалетную бумагу;
- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.
- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.
Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
Рисование на мокрой бумаге
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.
Эксперименты с цветом
1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.
2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.
3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.
4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.
5) Создайте рисунок из нейтрализующих ваши негативные переживания цветов.
6) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем то же самое, используя другой цвет.
7) Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков.
Контрасты
Постарайтесь создать рисунок, используя контрастные цвета, формы и стили в одной композиции. Сознательно меняйте стратегию на противоположную, используя все известные вам контрасты в изображении и путях его создания.
Монотипии
Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе, дайте обратную связь другим участникам.
Отпечатки
Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в аудитории для занятий, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.
Техника раздувания краски
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Чернильные пятна и бабочки
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
Вымешивание красок
С помощью смешивания густых красок, создайте интересные вам оттенки и сочетания, экспериментируйте с количеством и цветом смешиваемых красок. Из получившихся оттенков создайте изображение. Вариантом может быть смешивание большого количества краски прямо на поверхности листа.
Рисунок угольными мелками
Для создания изображения используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь вместе с цветными карандашами или восковыми мелками. Обсудите ощущения и чувства, возникающие во время работы и её результаты.