Хомуз (варган) - один из древних инструментов, основанный на вибрациях звука. Но хомуз единственный инструмент, который позволяет вибрировать телу человека, плотно соприкасаясь с ним. При этом Хомуз позволяет выгнать некоторых паразитов из тела человека. Терапевтически очень хорошо влияет на нервную систему человека, укрепляя ее. Очищает ауру и укрепляет ее. Выравнивает энергетическое поле человека. Особенно благоприятно воздействует на позвоночный столб, на все силовые центры человека. Превосходно очищает внутреннее пространство головы от суеты мыслей и напряжения.Он рассматривается в качестве энергетического генератора, создающего мощную вибрацию жизненной силы.
На Севере издревле почитались три священные составляющие: олень, огонь и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна („ванны-яяй“ - „зубной бубен“). В представлении шаманов существуют миры, в которые шаман может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия (в "верхний мир" - за информацией, в "нижний мир" - за силой и в "средние миры" - для активных действий, преобразующих реальность), шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен (инструмент "ян") открывал шаману путь в иные миры, варган же (инструмент "инь") оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними.
Использование варгана в шаманизме и целительских практиках аналогично технике прозвучивания своего тела при пении мантр. Шаман играет на варгане, концентрирует эту вибрацию и начинает перемещать ее по своему телу, по энергетическим каналам подобно рентгену. В тех местах, где есть психоэнергетические блоки, залипания, это сразу же чувствуется. Там другая плотность, другое звучание, другой тон. Обозначив эти места в своем теле, концентрирует там вибрации, промодулированные внутренней безмолвной мантрой, и разрушаю блок. Можно сконцентрировать исходящую звуковую вибрацию на любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Когда шаман-целитель работает с пациентом, то концентрирует вибрации на его физическом, энергетическом теле, или в вихревых конструкциях его ауры.
Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и обертонов, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестает укладываться в какие-либо рамки. Причем тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, кроме того, – от конкретного исполнителя.
В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Мастерская игра на варгане завораживает, уводит от окружающей реальности, заставляет проникнуться песней варгана.
При извлечении звука колеблющийся язычок варгана рождает вибрации, которые передаются и человеку, изменяя и дополняя тем самым восприятие музыки. Можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Звуковая волна, входя в резонанс с альфа-, бета-, гамма-ритмами, свойственными головному мозгу, вызывает измененные состояния сознания. С помощью этих вибраций очень легко выйти в состояние контролируемого транса. Именно эту особенность варгана использовали ранее и используют в наши дни в шаманских медитативно-трансовых практиках.
Этот инструмент служит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью. Существует мнение, что варган каким-то чудесным образом преобразует и меняет жизнь любого человека. Варган притягивает к себе интересных людей, фантастические обстоятельства и ситуации. Попробуйте поиграть на варгане на восходе у реки, или в степи, или ночью у озера, и вы обязательно почувствуете что-то новое.
Типы варганов
Выделяют два основных типа варганов — пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.
- Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
- Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.